БРЕСТСКАЯ СИНАГОГА
Самым важным из искусств для
нас является кино
, – кажется, так
было у Ленина. Насколько буквально власть взяла совет на практическое
вооружение, брестчане могли судить осенью 1939 года, а потом сразу
после освобождения от немецкой оккупации. В 1944-45 годах едва ли не
первым делом в городе были открыты три кинотеатра. Лишь один из них
являлся таковым в прежние годы – 1-е Мая
на улице
Советской (в польское время Адрия
, а в годы оккупации –
Wehrmacht-kino
для немецких солдат и офицеров). Под два других приспособили
религиозные храмы: бывшая евангелистская кирха по улице К.Маркса
стала кинотеатром Смена
, а главная синагога –
Белорусью
(тогда через о
).Сын знаменитого брестского велосипедиста Александр Николаевич Дранько
рассказал, как мальчишкой присутствовал на первом послевоенном
киносеансе в
Белоруси
. Показывали художественный фильм
Зигмунд Колосовский
– о некоем польском патриоте
в понимании советской идеологии, и вдруг на головы зрителей с потолка
стала сыпаться лепнина и штукатурка.
Старые
люди связали случившееся с сакральным характером здания, дескать,
духи восстали. Но слух быстро потушили, продолжая показывать
бесплатное кино и концерты. Дети и молодежь, которым долдонили про
опиум для народа
, битком заполняли лавки партера
и второй ярус. Была сооружена сцена с боковыми портьерами из белой
ткани, здесь выступала школьная самодеятельность и первое время (до
реконструкции зала Свит
на Ленина) давал спектакли
драмтеатр.После
войны кинотеатр-синагога продолжил работу уже на платной основе.
Продавали билеты и на балконы справа и слева – ярус, в котором
раньше молились женщины, по иудейской традиции не имевшие права
находиться во время молебна на одном этаже с мужчинами.
…Таинственное
происшествие с обрушением штукатурки не вспоминали более полувека. И
вот в январе 2002-го после ремонта и установки в зале кинотеатра
системы стереозвука казусы возобновились. В первую же субботу во
время сеанса фильма
Перл-Харбор
система дала сбой, хотя
накануне ее отлаживали и неоднократно проверяли. Заговорили о том,
что число зрителей в зале было в тот день не то 444, не то 555,
словно давало какой-то знак. В следующую субботу сбой повторился. Это
походило на мистику, ведь именно суббота является у евреев святым
днем… Когда проблемы возникли в третий раз, для освящения зала
пригласили батюшку…Первая
брестская синагога, на которую любезно спонсировал глину и кирпич
великий князь Витовт, была возведена в начале XV
века. Но в 1495 году с приходом к власти князя Александра евреев
изгнали из Бреста, а синагогу отдали христианам, и ее перестроили на
каплицу.
После
возвращения иудеев на пересечении улиц Жидовской и Русской
(территория нынешней крепости) был заложен Жидовский рынок, ставший
центром жизни общины. Из выросших здесь ритуальных и общественных
зданий кагала выделялась большая синагога, построенная на
пожертвования богатых людей, в том числе упоминавшегося нами Шауля
Валя.
Синагога
была настолько величественной (поговаривали, одной из лучших в
Европе), что вынудила королей в дальнейшем ввести по всей Польше
ограничения. В XV веке король Ян Казимир
разрешил евреям построить божницу в городе Каменце уже с тем
условием, чтобы она высотой и великолепием не превосходила костелов и
церквей. И тогда в новых синагогах стали углублять пол, за счет этого
увеличивая внутреннее пространство.
Законченный
вид торцевого фасада главной брестской синагоги того времени можно
рассмотреть на известной шведской гравюре Эрика Дальберга 1657 года:
высокое двухъярусное сооружение с чертами ренессансной архитектуры,
завершаемое двухскатной крышей над главным нефом и односкатными над
боковыми. При сносе храма в связи со строительством крепости в стене
обнаружили гранитную табличку с надписью, гласившей, что вельможа
Шауль Валь
выстроил женскую галерею синагоги в память супруги
своей Двойры
. Спустя десятилетие плита была снова замурована –
в коридоре главной синагоги нового города.К
строительству главной синагоги нового города на углу улиц Миллионной
и Збироговской (нынешние Советская и Буденного) приступили в 1851
году, пустив в дело пожертвования прихожан и 8 000 рублей,
полученные из казны в компенсацию за снос прежнего храма. В 1862 году
сооружение было завершено.
При
пожаре 1895 года синагога сильно пострадала, но была вскоре отстроена
с некоторыми изменениями в архитектуре. В этом виде она
просуществовала до Второй мировой войны.
Следует
заметить, кроме главного иудейского храма в Брест-Литовске имелось
также множество мелких синагог и молитвенных домов. Характерная для
Бреста XIX века политическая и общественная
стабильность делала духовную жизнь более размеренной и спокойной,
тогда как прежде случалось всякое. Читаем у Х.Зоненберга:
…Святость
молитвенных домов в Бресте часто, бывало, подвергалась поруганию.
Проходящее и остановившееся в Бресте на днёвку войско было помещено в
еврейских молитвенных домах, где солдаты вырезывали крестики и делали
бесчинства. А приниженные, отупелые жители даже не считали это за
обиду. Впрочем, это было только в военное время
.
Польский Брест-над-Бугом продолжал оставаться еврейским городом, в
котором насчитывалось порядка 40 синагог и молитвенных домов.
Синагогами исконно являлись нынешнее здание спортивной школы по ул.
Дзержинского, 25 (тогда Перацкого, она же Кшива [Кривая]), и клуб
Прогресс
по ул. Советских Пограничников, 52 (тогда
Белостоцкая). Более скромная размерами, но тоже двухэтажная,
характерно шестиугольная в плане синагога располагалась по ул. Унии
Любельской (нынешней Ленина) напротив парка чуть в глубине дворов,
скрытая от любопытного глаза частными домами, фасады которых
составляли красную линию застройки.
Еще одна синагога и еврейская школа стояли по улице 3-го Мая
(Пушкинской) в квартале между улицами Кобринской и Бема (Кирова и
Горького). По воспоминаниям Дануты Ващукувны-Каменецкой, в этой
синагоге собирались ортодоксальные иудеи – бородатые, в халатах
и ермолках с
талэсами
под мышкой. Хриплыми голосами
пели они свои молитвы, которые слышно было очень далеко.
Что до еврейской школы, то ее закрыли в 1939-м с приходом советов,
чтобы устроить здесь детский приют, а после войны разместили
фельдшерско-акушерское училище. Это крепкое здание из царского
кирпича снесли в 70-е годы, сейчас здесь стоит многоэтажный дом.
Но вернемся к главной синагоге.
Сохранились свидетели ее внутреннего
интерьера. Раиса Андреевна Ширнюк и Лидия Максимовна Шийко вспоминают
скромность убранства – побеленные голые стены. Все
компенсировал потолок, украшенный шикарной росписью по ветхозаветным
сюжетам. Внизу молились мужчины и раввин в полосатой черно-белой
накидке, на балконах – женщины.
Брест-литовский
снимок начала XX века, сопровождающий
предыдущую главу, запечатлел у синагоги нищенку на коленях. Говорят,
такое явление было крайне нехарактерным, во всяком случае, для
следующего польского периода. Синагога открывалась лишь в строго
определенные дни и часы, возможно, поэтому за милостыней шли на
паперть православных церквей или к костелу. Второе замечание моих
добровольных консультантов касалось общающейся у забора детворы: это
наверняка не иудеи. По утверждению Раисы Андреевны, до осени 1939-го
она никогда не встречала еврейских детей, которые играли бы на улице.
У них были другие занятия.
© Василий САРЫЧЕВ
Напечатоно в книге:
Василий Сарычев
В поисках утраченного времени
, книга первая